ГлавнаяУчебный процессИНТЕРНЕТ ПРИЕМНАЯДистанционное обучениеВыпускникуСайты учителей и классов школы
Всероссийская олимпиада школьников
егэ онлайн

Разработки

В помощь учителю


Биография Юрия Алексеевича Гагарина

Биография Ю.А. ГагаринаНакануне празднования 50-летия полета первого человека в космос, которое будет отмечаться в 2011 году, на сайте Федерального космического агентства открыт новый раздел, посвященный Юрию Алексеевичу Гагарину и всему, что связано с зарождением эпохи пилотируемой космонавтики в мире.

Источник: Федеральное космическое агентство





К 80-летию тувинской письменности

____________________________________________________________________________

Учащиеся изучают, исследуют историю своего народа.

26 февраля 2010г. в школе № 1 в рамках декады тувинского языка и литературы проводилась научно-практическая конференция, которую провели учителя Ензак Долаана Делеш-ооловна, Даваа Джамиля Делег-ооловна, Топул Зарина Танововна и Донгак Шораана Владимировна, руководитель научного общества учащихся (НОУ). Участники конференции, учащиеся со 2 по 11 классы, под руководством своих научных руководителей предоставили исследовательские работы по следующим направлениям:

1-4 классы: Устное народное творчество;

5-8 классы: Тувинская литература в годы Великой Отечественной войны;

9-11 классы: Тувинская письменность.

Комиссия отмечает, что хорошо выступили:

Ооржак Ай-Хаан, ученик 2б класса, с темой «Тыва дылым чиге сөглээр домактары» - руководитель Донгак БД

Монгуш Начын, ученик 2в класса, с темой «Тывызыым дытта, тоолум дошта» - руководитель Думен-Байыр СК

Сарыглар Аида, Яндуганова Карина, ученицы 3а, г класса, с темой «Талантливый и чувственный этнос» - руководитель Рогачева ТМ

Дуган Сай-Хаан, ученик 4б класса, с темой «Үлегер домак – чоннуң эртинези» - руководитель Даржаа ГА-Х

Ооржак Буянмаа, ученица 5б класса, с темой «С.Сарыг-оолдуң «Хорлуу кадай» деп шүлүү – төөгүлүг шүлүк» - руководитель Ензак ДД

Михневич Елена, ученица 8а класса, с темой «Русская и тувинская поэзия в годы ВОВ» - руководитель Донгак ШВ

Лопсан Алдынай, ученица 8в класса, с темой «Ада-чурттуң Улуг дайынының үезинде тыва литература» - руководитель Ензак ДД

Хомушку Эрес, ученик 9б класса, с темой «Тыва бижиктиң тургустунган төөгүзү» - руководитель Даваа ДД

Салчак Чечек, ученица 10а класса, с темой «Два рукава тувинской письменности» - руководитель Монгуш СА

Монгуш Юлия, ученица 10б класса, с темой «Мөңге чыргалдың ыраажызы – Сергей Пюрбю» - руководитель Хомушку НГ

По итогам проведенного мероприятия присуждены 9 призовых, 3 поощрительных места:

I место

  1. Сат Даяна, ученица 4в - руководитель Саая СК;
  2. Ооржак Буянмаа, ученица 5б – руководитель Ензак ДД;
  3. Хомушку Эрес, ученик 9б – руководитель Даваа ДД;

II место

Сарыглар Аида, Яндуганова Карина, ученицы 3а, г – руководитель Рогачева ТМ;

Лопсан Алдынай, ученица 8в – руководитель Ензак ДД;

Хомушку Аялга, ученица 9в – руководитель Авыр-оол АН;

III место

  1. Куулар Урана, ученица 3б – руководитель Хомушку ШО;
  2. Саая Олча, Шожал Айрана, ученицы 7б – руководитель Кара-Сал ОД;
  3. Монгуш Юлия, ученица 10б – руководитель Хомушку НГ.

1 марта 2010 г.

Ензак ДД, учитель тувинского языка и литературы школы № 1 г. Ак-Довурака.

К 80-летию тувинской письменности

_____________________________________________________________________________________

Оглядываясь в историческое прошлое, невозможно не удивляться драматизму и трагичности политической судьбы тувинского народа.

Латинизированная письменность широко применялась в 20-ые годы у народов бывшего СССР.

В 1928 году появились самостоятельные альтернативные проекты тувинской письменности и, в частности, алфавита, два проекта, созданные (Н.Н. Поппе и Е.Д. Поливановым) в СССР на основе новотюркского алфавита, а с другой – ламой Лопсан-Чинмитом, основа которого была иной.

В 1929 году в сборнике «Культура и письменность Востока» Н.Н. Поппе вынес на обсуждение вопросы, связанные с фонетикой тувинского языка и алфавита. Дискуссионным оставались вопросы о способах обозначения долгот, о необходимости введения знака Х, о принципах обозначения сильных и слабых согласных.

Руководство ТНР отдало предпочтение проекту Лопсан-Чинмита и не приняло проекта Н.Н. Поппе, но 8 съезд ТНРП принял решение о создании тувинской письменности на основе новотюркского алфавита. Началась новая работа над алфавитом Н.Н. Поппе.

В июне 1930г. в Туву прибыла экспедиция Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем (во главе с Л.Д. Покровским) и Коммунистического университета трудящихся Востока. В составе экспедиции был один из создателей тувинской письменности А.А. Пальмбах, который в дальнейшем руководил всей работой по развитию и совершенствованию тувинской письменности.

После рассмотрения и одобрения на специальном совещании в ЦК ТНРП проект новой письменности был представлен на утверждение Правительства ТНР.

28 июня 1930г. Правительство ТНР издало декрет о введении тувинской национальной письменности.

Перевод тувинской письменности на русскую графику осуществлялся с помощью научных учреждений СССР. Этой работой руководил А.А. Пальмбах при участии С.С. Лопсана, Л.Б. Чадамба, А.М. Белек-Баира, М.Д. Биче-оола. Большим преимуществом письменности на русской основе является облегчение орфографического освоения русских заимствований и изучения русского языка – языка межнационального общения народов бывшего Советского Союза.

Из воспоминаний писателя М.Б. Кенин-Лопсана: «Я вырос среди кочевников. Когда был мальчиком, не было ни радио, ни телевидения. Главное событие в аале – информация из Кызыла через устное или письменное сообщение. Мое имя было Тас. Впервые свое имя я палкой написал на снегу. Грамоте меня научил Донгак Хелек Мыдагович кешпи, ученик Лопсан-Чинмита гибиш, великого ламы, создавшего первый тувинский алфавит.

Донгак Хелек Мыданович кещпи живет в селе Хандагайты. В те далекие годы он побывал во всех сумонах, уча людей письменности. Помню, что алфавит Лопсан Чинмита был форматом с ладонь.

Долгое время о создателе тувинской письменности нельзя было говорить по разным причинам. Он был расстрелян в 1941г. Реабилитирован в 1956г. Его заслуга перед историей тувинской письменности признана. Он является действительным создателем тувинской письменности…»

Лопсан-Чинмит (1888-1941).

Лопсан-Чинмит в свое время 8 лет учился в Монголии в монастыре Кандан и 10 лет в хурээ Лавран в Тибете, где получил звание кешпи, что соответствует современному доктору наук, позже учился в Петербурге.

Занимаясь созданием тувинской письменности, он изучил санскрит, китайский, тибетский, монгольский, немецкий, английский и русский языки. Изучая фонетику перечисленных языков, подбирая звуки, схожие со звуками тувинской речи он использовал буквенное изображение этих звуков из алфавитов разных народов. Но за основу были взяты тибетские буквы. В 1930г., понимая гениальность Лопсан-Чинмита, действительный академик наук Маслов С.Е. пригласил ламу выступить на ученом совете в Ленинграде. Сам Лопсан-Чинмит родился в местечке Ак-Алаш (Барун-Хемчикский район). В последние годы жил в г. Чадане в Верхнем хурээ, там же и работал. Свой алфавит составил в 1928г. В Туве в то время было более 4000 лам. Но в 1941г. Верхний и Нижний хурээ сожгли, большинство лам было расстреляно. В их числе оказался и Лопсан-Чинмит. Останки гения тувинского народа до сих пор не найдены…


А.А. Пальмбах (1897-1963).

Вспоминает З.Б. Чадамба:

- А.А. Пальмбаха (1897-1963гг.) я впервые увидела в 1946г., будучи выпускницей школы №2 г.Кызыла, во время встречи с ученым, организованной преподавателями.

В 1953г. Я закончила Ленинградский университет и до 1957г. Была школьнвым учителем. С 1957г. стала работать в ТНИИЯЛИ вместе с Пальмбахом по усовершенствованию тувинской письменности.

В те годы Александр Адольфович жил в Москве, но каждое лето приезжал в Кызыл.

Преждевременная смерть жены (она умерла от инфаркта по дороге из Кызыла в Абакан) сильно подкосило его здоровье. Он постоянно болел. Но продолжал работать. После смерти жены один воспитывал троих сыновей.

Помню, как в 1960г. вместе вылетели в Тоджу. Писали работу «Основы тувинской орфографии». Все узнавали Пальмбаха, охотно рассказывали легенды и сказки, объясняли особенности диалектика. Турбазы тогда не было. Александр Адольфович очень любил рыбачить. Поездкой в Тоджу остался очень доволен.

Последний раз А.А. Пальмбаха я видела в стенах ТНИИЯЛИ у рукомойника. Он вытирал руки. Я, помыв руки, взялась за другой рукав полотенца и вытерла свои. Задумавшись, он сказал, что плохая примета – двум людям одновременно вытирать руки одним полотенцем… Больше я его не видела.

22 октября 1963г. во время рыбалки на озере Чагытай у него случилось прободение язвы желудка. Профессор А.А. Пальмбах умер. Умер в Туве. Похоронен на Кызылском кладбище…


Соседние подразделы:
Мониторинг
Карантин
Учебный план

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
ИНТЕРНЕТ ПРИЕМНАЯ Цифра 12 не простое число. Для тувинца по восточному календарю через каждые 12 лет он вновь перерождается, и человек делает вывод, что он достиг за этот период....
Открыть раздел ИНТЕРНЕТ ПРИЕМНАЯ
http://nsportal.ru/enzak-dolaana-delesh-oolovna сайт учителя родного языка Ензак Д Дhttp://nsportal....
Открыть раздел Сайты учителей и классов школы
С 19 по 21 октября в школе проходит входной этап Единого Регионального Мониторинга Качества Образования (ЕРМКО)....
Открыть раздел Мониторинг
Комплексный проект модернизации образованияКомплексный проект модернизации образования Республики Тыва Постановлением Правительства Республики Тыва от 7 февраля 2008 г....
Открыть раздел Комплексный проект модернизации образования
ИНТЕРНЕТ ПРИЕМНАЯ Цифра 12 не простое число. Для тувинца по восточному календарю через каждые 12 лет он вновь перерождается, и человек делает вывод, что он достиг за этот период....
Открыть раздел ИНТЕРНЕТ ПРИЕМНАЯ